Блог первой казахстанской автомобильной экспедиции на Южный Полюс / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Блог первой казахстанской автомобильной экспедиции на Южный Полюс



С 3-16 декабря стартует уникальный проект Казахского географического общества – антарктическая автомобильная экспедиция на Южный полюс.

Блог kazgeo Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация


Группа казахстанских ученых на трёх специально подготовленных автомобилях направится к Южному полюсу, чтобы 16 декабря, в День Независимости Республики Казахстан, водрузить на нем государственный флаг. Экспедиция отправляется в путь 3 декабря с российской полярной антарктической станции Новолазаревская.

Во время движения по маршруту участники будут выполнять объемную научную программу экспедиции:
- метеорологические и экологические исследования,
- геодезические работы,
- сбор фото и видеоматериалов и многое другое.

Теги: экспедиция, наука, ученые, Едем на юг, Казахское георгафическое общество

Сегодня ночью (по времени Астаны, конечно) мы наконец-то добрались до аэропорта.

Время ожидания рейса каждый проводил по своему: кто-то разговаривал и что-то обсуждал…

А кто-то уже утеплялся: в Антарктике прохладно…

 

Кстати, наш выход B5. Обещали без задержек.

Не наврали: в положенное время мы потопали к трапу:

Последний привет из теплых мест. Следующий раз будем махать руками на 50-градусном морозе.

А в самолете интернационально и по-своему уютно:

Темновато, правда… и ручной клади выше головы

До скорого! Следующий наш репортаж будет уже из антарктических снегов, так что одевайтесь потеплее, когда будете его читать )))

Следите за прямыми репортажами с маршрута здесь, на фейсбуке, Вконтакте и в твиттере по хэштегу #kazgeo2011

 


Антарктическая погода слегка подкорректировала наши планы: метель и плохая видимость на аэродроме Новолазаревской немного задержали наш вылет из теплого Кейптауна. Мы не преминули воспользоваться этой небольшой задержкой и устроили себе экскурсию на край земли – на Мыс Доброй Надежды.

Погода, кстати, и здесь была не особо солнечная – но время от времени всё же проглядывало солнце. Весна всё-таки…

 

Дорога местами вырублена прямо в скалах

И пролегает через самые настоящие трущобы

А это уже солнечный False Bay. До края Большой Земли совсем близко.

Кстати, дорога тут платная: 45 рандов. Это примерно 800 тенге.

По дороге встретили и перегнали дружественную группу географов:

И пару маленьких страусят…

А вот и сам мыс Доброй надежды и вся наша команда на краю большой земли:

Тут есть старый маяк, построенный еще в 1857 году. Внушает уважение и желание непременно его сфотографировать

А это – карта Края земли:

А нам – туда. Антарктида, которая ждет нас, там, за краем океана…

Следите за прямыми репортажами с маршрута здесь, на фейсбуке, Вконтакте и в твиттере по хэштегу #kazgeo2011


Не бывает так, чтобы всё в путешествии складывалось хорошо и так, как запланировано. И наша экспедиция не стала исключением из этого правила: полуторачасовая задержка рейса в аэропорту Алматы привела к тому, что очередная группа участников экспедиции опоздала на пересадку в Абу-Даби, и попала в Кейптаун только сегодня утром.

Вместе с этой группой в Кейптаун прибыл самый главный участник - флаг Казахстана, который будет установлен на Южном полюсе.

Вечером 30 ноября команда вылетает в Антарктиду на станцию Новолазаревская.

Всё оборудование экспедиции уже на складе в аэропорту. Остальной багаж отвезем завтра. До вылета в Антарктиду осталось 58 часов. В Кейптауне +24 и есть время насладиться хорошей южноафриканской погодой.

На подлете в Кейптауну: гора Table Mount.
 
 
По дороге из аэропорта открываются прекрасные виды.
 
 
На заднем плане- самолет ИЛ-76, на котором мы полетим в Антарктиду.
 
 
Это ресторанчик Panama Jack в порту.
 
 
Уютно и вкусно.
 
 
Вот такую зверюгу нам приготовили на обед.
 
 
Выглядит аппетитно, на вкус – божественно!

Кое что для экспедиции приходится докупать прямо на месте.
 
 
А вот и вся команда в сборе.
 
Старт экспедиции 3 декабря. Следите за прямыми репортажами с маршрута здесь, на фейсбуке, Вконтакте и в твиттере по хэштегу #kazgeo2011

Очередной день подготовки, и очередной небольшой фотоотчет от участников экспедиции. Вчера мы меняли колёса на «Прадо», теперь он больше похож на суровую полярную машину, и даже может поспорить в брутальности с грузовым самолетом.
 
 
 
 
 
 
 
А после работы самое милое дело прогуляться по весеннему Кейптауну и насладиться теплом, которого так будет не хватать в Антарктике.
 
 
 
 
 

Подготовка к отправке идет полным ходом. На этот раз мы приобретали в местных супермаркетах продукты для экспедиции, и готовили всё приобретенное к отправке.


Осталось совсем немного времени до старта первой Казахстанской автоэкспедиции на Южный полюс, организованной Казахским географическим обществом. Последний этап подготовки проходит в южноафриканском Кейптауне. Некоторые участники экспедиции уже находятся в Кейптауне и занимаются сортировкой груза. Через несколько дней к ним присоединятся остальные и всем составом, спецрейсом, отправятся на самый южный материк планеты, на российскую станцию Новолазаревская.

Старт экспедиции 3 декабря. Следите за прямыми репортажами с маршрута здесь, на фейсбуке, Вконтакте и в твиттере по хэштегу #kazgeo2011

Далее небольшой фотоотчет

Сейчас на машине колеса поменьше, чтобы войти в грузовой отсек.

Проверяем навигационное оборудование.

вот таким мы обнаружили наш прицеп.

Теплые вещи получены...

...и погружены в фургончик.

а это офис компании, которая занимается логистикой грузов в Антарктику.


 

 

 

 

 

 

 

 




7 июня 2011года в столице нашей республики городе Астана, в Медиа-Центре «Байтерек» руководство Казахского Географического Общества провело пресс-конференцию, целью которой является ознакомление общественности, через средства массовой информации, с целями и задачами образованного Общества

Пресс-конференцию проводят:

Председатель Президиума КазГео Нурлан Абдуов;

Член Ученого Совета КазГео Орденбек Мазбаев

Руководитель проектов КазГео Константин Орлов

Заместитель начальника внутренней политики акимата г.Астана Самат Тергембаев

В рамках представления научно-познавательных проектов КазГео, презентован первый международный проект  - «Первая Казахстанская Автомобильная Экспедиция на Южный Полюс». Экспедиция посвящается 20-летию Независимости Республики Казахстан и приурочен к 100-летию достижения Южного Полюса норвежским полярником Руалем Амундсеном - первым человеком, нога которого ступила на крайнюю, южную точку Земли. Проект создан силами КазГео, при активной поддержке акимата г.Астана


(Всего 18 фото)

1211 Детективы Антарктики

 

 

130 Детективы Антарктики

1. Молодой морской слон. Огромный, увеличенный нос отсутствует у самок и молодых самцов.

213 Детективы Антарктики

2. После постоянного роста хобот достигает полных размеров к восьмому году жизни и висит над пастью ноздрями вниз.

311 Детективы Антарктики

3. Тюлень-крабоед. Самый многочисленный тюлень в мире (до 50 миллионов особей), биомасса тюленей-крабоедов вчетверо превышает биомассу всех остальных тюленей вместе взятых. Несмотря на название, питается не крабами, а крилем.

411 Детективы Антарктики

4. Спящий морской слон.

511 Детективы Антарктики

5. Самец морского слона может достигать размеров до шести с половиной метров, а самка только три с половиной метра. Вес самца составляет до трёх с половиной тонн, самка весит максимально 900 кг.

611 Детективы Антарктики

6. Южноамериканские морские котики предпочитают скалистые берега и в состоянии преодолевать довольно крутые подъёмы, чтобы добраться до своих мест отдыха. Часто они отдыхают в пещерах, стараясь спрятаться от дневной жары.

711 Детективы Антарктики

7. Новозеландский морской котик живёт сегодня преимущественно на побережье южного острова Новой Зеландии, а также на южном и западном побережье Австралии.

811 Детективы Антарктики

8. Группа морских котиков под вечер.

911 Детективы Антарктики

9. Морские котики появляются на лежбищах только в сезон размножения - с мая по конец ноября. Некоторые животные, в основном полусекачи, могут оставаться на лежбищах и на зимний период.

109 Детективы Антарктики

10. В поисках добычи проплывают десятки, а то и сотни километров. На скудном пайке ему продержатся сложно: желудок взрослого самца вмещает 15-16 килограммов пищи.

1113 Детективы Антарктики

11. В период спаривания морские слоны, обычно ведущие одиночный образ жизни, собираются в крупные колонии. Соотношение самцов и самок при этом примерно составляет один к десяти, иногда даже один к двадцати.

1211 Детективы Антарктики

12. Тюлень на Дальнем Востоке — ларга, имеет средний размер. Длина тела географически сильно варьирует: от 140 до 190 см, редко до 210 см. Масса меняется в зависимости от сезона года в пределах 50—150 кг. Самцы лишь несколько крупнее самок. В области Тихого океана живет особенно крупная раса.

138 Детективы Антарктики

13. Легкий доступ к воде по «тюленьему каналу».

147 Детективы Антарктики

14. Добычей морских слонов являются рыбы и головоногие. Морские слоны в состоянии нырять за добычей на глубину до 1400 м.

156 Детективы Антарктики

15. Половой зрелости морские слоны достигают в возрасте от трёх до четырёх лет. Однако достаточно сильными, чтобы отстаивать собственный гарем, самцы становятся лишь в возрасте восьми лет.

164 Детективы Антарктики

16. Естественным врагами морских слонов являются белые акулы и касатки, охотящиеся в верхних слоях воды.

172 Детективы Антарктики

17. Жизнь гаремных секачей полна опасностей. Наблюдения за меченными животными показали, что большинство самцов занимает свое место во главе гарема не более 2-х недель. При уходе на кормежку его место занимает соперник, и далеко не всегда удается первоначальному хозяину гарема стать опять во главе клана.

181 Детективы Антарктики

18. Если самец желает спариваться с самкой, он кладёт на неё один из своих передних плавников и кусает её в затылок.

Источник: Блог о братьях меньших

 


Тайные воды

К августу 2010 г. а Антарктиде открыли 140 подледных озер. Что особенного именно в Востоке? Прежде всего – размеры. Сейсмологические исследования показали, что площадь озера – 16 тыс. кв. км, а средняя глубина – более километра. По размеру оно сравнимо с Байкалом, больше и гораздо глубже Ладожского.

Понятно, почему академик Андрей Капица назвал Восток «крупнейшим географическим открытием XX века», а Жак Ив Кусто – «самой загадочной точкой планеты». Выдающиеся ученые величают его «шестым океаном». Но главное – в огромном водоеме, на глубине четыре километра под антарктическим льдом, там, куда не попадает ни луча солнечного света, – тепло. Поэтому есть жизнь. Если так, значит – она на миллионы лет разошлась в развитии с той, что осталась на поверхности. В глубинах Антарктиды могут обитать существа, которые покажутся нам «инопланетными».

Есть ли они и как выглядят – ученые узнают совсем скоро. Антарктическое лето, когда температура поднимается с -60 до ‑30 градусов, наступает в декабре. Тогда и начинается очередной полярный сезон на станции «Восток», давшей название озеру. Каждый год группа из 20 физиков, геологов, биологов и техников прибывает в самое сердце антарктического континента, в точку, расположенную в 1,2 тыс. км от Южного полюса и в 1,2 тыс. км – от ближайшего побережья.

Это сердце материка – невероятно холодное. Именно на станции «Восток» в 1983 г. зафиксировали абсолютный температурный рекорд -89 градусов. Добавьте к этому атмосферное давление – как на вершине Эльбруса, и влажность воздуха ниже, чем в Сахаре. Там даже воздух не такой, как у нас, – сильно отличается составом газов. «Здесь нельзя торопиться, быстро ходить, невозможно глубоко дышать. И еще много всяких «нельзя». Словно огромная тяжесть давит на человека, не давая ему свободно вздохнуть. Те грузы, которые в «Мирном» (на побережье) легко поднимал один человек, на «Востоке» перетаскивают втроем», – рассказывает директор Института географии РАН академик Владимир Котляков.

Первые две-три недели гости станции проводят в койке – идет жесточайшая акклиматизация. Полярники знают, «Восток» – единственная антарктическая станция, где нет собак. В первые экспедиции брали лаек, но животные не выживали. Люди оказались крепче, но и им пришлось несладко, когда 13 апреля 1982 г. на станции вспыхнул пожар, уничтоживший все электрогенераторы. Советские полярники продержались без электричества долгие восемь месяцев. Пока со станции «Мирный» шел спасательный гусеничный поезд – грелись соляркой.

Эхо дна

И в этом средоточии холода и тьмы было сделано одно из крупнейших научных открытий XX века. Сначала, как водится, первооткрывателя чуть не «подняли на дыбу». Еще в начале 1950 г. молодой советский ученый Игорь Зотиков выдвинул ошеломляющую гипотезу: подо льдом Антарктиды, на площади, равной территории Европы, разливается море пресной воды!

В Академии наук его засмеяли. «Там думали – воды на таких глубинах быть не может. Меня вызвали на ковер и дали понять – с научной карьерой пора прощаться», – вспоминает ученый. Буквально в тот же момент пришла телеграмма-молния. На глубине два километра ледовый бур американской антарктической станции «Берд» наткнулся на воду, из скважины хлынул фонтан. Подледные озера оказались реальностью, но обнаружить их не получалось очень долго. Только в 1975 г. при проведении обычной радарной съемки поверхности материка научный самолет зафиксировал странные отражения сигнала. Когда проанализировали данные, стало ясно – это эхо от дна гигантского водоема, укрытого подо льдом на глубине почти 4 тыс. метров.

Так и открыли Восток. Когда геологи «прощупали» его – захватило дух. Выяснилось, что воды озера очень теплые – выше 10 градусов. Вода пресная и чрезвычайно насыщена кислородом – в 50 раз больше обычного уровня. Правда, давление – 300 атмосфер, но это не мешает развитию жизни.

С тех пор ученые не оставляют попыток добраться до реликтовых вод. Путь один – использовать термобуры, вплавляясь в лед. Но это – легко сказать. Для начала – из-за жесточайших природных условий выходить со станции можно лишь на 15–20 минут. Первые буры уходили в лед и намертво застревали там.

Череда загадок

Первые серьезные буровые работы в ледяном аду начались в 1989 году. Дело шло тяжело – порой за месяц удавалось пройти не более 70 м керна. «Дошло до того, что совместно с академиком Капицей мы разработали совершенно безумный проект. Предложили использовать для бурения льда автоматическую станцию с атомным нагревателем – малым ядерным реактором. К счастью, наш проект не осуществился», – вспоминает Игорь Зотиков.

Тем не менее к 1998 г. ствол шахты подобрался к отметке 3,6 тыс. метров. И тут началась мистика. Руководитель экспедиции объявил – до поверхности озера остаются считаные сотни метров, долгожданное проникновение может произойти уже в нынешнем году. После чего работы внезапно остановили.

Долгое время не было ни новостей, ни официальных объяснений. Потом объявили – бурение прекращено по настоянию СКАР (Международного научного комитета по антарктическим исследованиям). Мол, мировое сообщество волнуется – как бы российский бур не занес в воды Востока микроорганизмы, которые погубят местную жизнь.

Смысл в этом был – у гипотетических «восточных» обитателей может не быть иммунитета к нашим вирусам. Так или иначе – в 2003 г. эту проблему решили. Специально для антарктической станции в Петербургской горной академии разработали технологию чистого проникновения в подледное озеро.

Но тут работы встали окончательно – в том же году все российские исследования на станции «Восток»… полностью свернули. Официальное объяснение – Институт Арктики и Антарктики не нашел денег. Исследователи обещали вернуться следующим летом, но и тогда работы не возоб­новились. И все это – в момент, когда до поверхности озера оставалось каких-то… 150 метров.

Разумеется, эти странные обстоятельства породили немало домыслов. Что только не предполагали… В том числе – до Востока давно добурились и нашли там такое, что решили скрыть это от человечества. Ситуацию усугубляло загадочное поведение самих полярников. Бывший персонал станции «Восток» наотрез отказывался давать интервью и вообще – комментировать ситуацию.

Вероятно, работы на озере возоб­новились бы нескоро, если бы не внешнеполитический фактор. В 2007 г. американская экспедиция под командованием Д. Вудворда начала подготовку к бурению подледного озера Эллсуорт. В придачу американцы сделали смелое заявление – лед толщиной три километра они пообещали пройти всего за… 50 часов.

Понятно, какой это был бы удар по престижу российской антарктической экспедиции. Так что, у наших полярников – сразу появились и деньги и вся необходимая техника. Бурение на Востоке возобновили в 2008 году. Вроде бы – по сравнению с уже проделанным задача стояла детская. Но ни первая экспедиция, ни вторая – в 2009 г… не справились.

Официальное объяснение гласило: «На подходе к поверхности озера термобур наткнулся на кристаллы льда размером до 1,5 метра. Его зажало, лебедка сломалась, лопнул трос-кабель, связывающий забой с тепловым сверлом. Поэтому проходку сверхглубокой скважины пришлось свернуть на отметке 3665 метров».

Проще говоря, до поверхности озера оставалось… 50 метров. Что тут сказать? Загадочные проблемы с бурением преследуют наши антарктические экспедиции не первый год. Кстати, и американцы так и не смогли проникнуть в Эллсуорт. Остается скрестить пальцы и надеяться на успех предприятия 2011 года. А удача ему понадобится, тем более – мало ли, что там, внизу…

Источник http://www.argumenti.ru/society/n252/73767/


Экспедиция начнет свой путь со станции Новолазаревская, которая была открыта Владиславом Гербовичем 18 января 1961 года.

К северу от станции простирается шельфовый ледник, заканчивающейся ледниковым куполом Ленинградским. С юга подходит склон материкового ледникового щита, который уже на расстоянии 50 км достигает высоты 1000 м. Станция расположена в восточной части Оазиса Ширмахера на побережье Земли Королевы Мод, примерно в 80 км от берега моря Лазарева.

Климат оазиса с преобладанием признаков континентальности формируется при низких температурах, в основном, интенсивностью солнечной радиации. Средняя годовая температура воздуха в районе станции −11°С, минимальная −41 °C, максимальная +9,9 °C. Полярная ночь (день) длятся около двух месяцев.


4 уникальные машины Toyota Hilux сделанные на заказ  в Исландии специально для казахстанской экспедиции уже готовы к испытаниям, что показал проведенный в августе 2010 года Тест - драйв.

Автомобили подверглись переделке, включая несущую раму, трансмиссию и подвеску. Произведена особая подготовка к суровым условиям Антарктики дизельного двигателя. Машины оснащаются также дополнительным обогревательным оборудованием салона. Окраска машин произведена в цветах государственного флага Республики Казахстан.

Уровень и сложность подготовки автомобилей Экспедиции соответствует категории T1 (super production).

Все фотки тут http://kazgeo.kz/travel/1/photo/10/